Как подготовить детей к учебе за рубежом? Рассказывает Инесса Хвостова, консультант Newton Bright Educational Consultants.
Выбор времени
В подавляющем большинстве случаев учебу за границей лучше начинать лет в 10-11. Этот возраст совпадает со временем окончания начальной школы в России – а ребенку, конечно, надо научиться писать и читать на родном языке. Уровень отечественной начальной школы по-прежнему высок, что подтверждается международными стандартизированными тестами. Если же ребенок начинает учебу за рубежом в 13 или 16 лет, то разница в подходе к образованию колоссальная, к новой системе необходимо адаптироваться, на это уйдет ценное время. Разница в уровне владения языком преподавания к этому моменту будет тоже огромной и это тоже будет препятствием для достижения высоких результатов. К тому же, чем старше, тем больше будет конкуренция. Так, если ребенок поступает в одну из ведущих школ в Англии, то в 11 лет в среднем на место будет претендовать 1.5 человека, в 13 лет 9 человек, а в 16 лет 20 человек.
Но не менее важен психологический аспект. Если ребенок не может освоиться в новой среде, он не достигнет результатов, как бы он ни был талантлив. Поэтому, даже перед короткой программой обучения, ребенка надо провести через ряд тестов и интервью, которые выявят его психологическую готовность.
Подготовка к поступлению
Это тоже достаточно индивидуальный вопрос, он зависит от базового уровня образования ребенка и возраста. Если в 10-11 лет ребенка тестируют на знание иностранного языка и математики, то в 13 лет к этому могут добавиться тесты по естественным наукам: химии, физике, биологии. В 16 лет придется написать тесты по каждому предмету, которые подросток будет изучать за рубежом. Для того, чтобы определить уровень ребенка и объем подготовки, мы, например, предварительно тестируем ребенка и составляем программу занятий. Если на подготовку есть год, занятия могут составлять 4-6 часов в неделю. Если ребенок сильно загружен в школе, можно организовать выездные интенсивные курсы во время каникул, с занятиями по 5-6 часов в день. Особенно такие «программы погружения» актуальны накануне вступительных экзаменов.
Необходимые документы
Как правило школы хотят видеть оценки кандидата в динамике, характеристики от преподавателей, информацию о достижениях кандидата вне учебы. К сожалению, отечественные школы относятся к этому достаточно формально, поэтому характеристики, которые они предоставляют, безличные и не дают достаточной информации о кандидате. К тому же у нас в стране отсутствует прозрачная, объективная система оценок. По этой причине мы и тестируем уровень знаний ребенка по отношению к сверстникам их британских школ и потенциал и даем собственную характеристику на основе проведенных интервью и тестирований. Мир частных школ в Англии очень тесный и закрытый, и очень многое зависит от рекомендаций людей и организаций, которым они доверяют.
Экзамены, которые ждут ребенка
У каждой школы есть свои экзамены по предметам школьной программы и по английскому языку как иностранному. Чем выше уровень школы, тем сложнее вступительные экзамены. Скажем, где-то у ребенка-иностранца проверят основные навыки устной и письменной речи, а где-то уже в 11 лет дадут задание на стилистический разбор поэмы или короткого текста. Есть школы, где дети уже в 11 -12 лет пишут эссе с критическим анализом исторических событий. На элементарном уровне – но для ребенка из России это может оказаться непосильной задачей, причем в любом возрасте.
Психологические проблемы
Они в основном связаны с различием менталитетов. Учеба в школе за рубежом совпадает с взрослением и становлением личности ребенка, наступает переосмысление многих вещей. Но здесь накладывается еще и конфликт ожиданий: предполагаемое «там лучше, чем у нас», достигается множеством законов по мнению наших соотечественников «ущемляющих их права». Поэтому конфликтные ситуации порой переживаются острее, что еще больше усугубляется недостаточным владением языком. Помощь в адаптации учащимся оказывают опекуны и менторы, которых мы назначаем практически каждому ребенку. Они – граждане этой страны, сами прошли через учебу в частной школе, и их дети могут учиться одновременно с подопечным.
Проблемы возникают из-за разности систем образования. В детях там с самого начала воспитывают самостоятельность, ответственность, самоуважение и уважение к другим как к личностям. Многие наши дети привыкли к контролю, которого там нет. За непривычной любезностью и вежливостью и взрослому русскому сложно расслышать критику, иронию или сарказм. Кроме того, западная система основана на поддержке ребенка и укреплении веры в себя. Наших детей это приводит в такую эйфорию, что они совершенно за этой поддержкой не слышат о том, над чем необходимо работать. И конечно, самое сложное научиться нести ответственность за свои поступки. Репутация в школе дается один раз. Испортив ее, вернуть назад почти невозможно. И нашим детям бывает сложно это принять.
И конечно, очень важна поддержка родителей. Они очень часто перекладывают ответственность за ребенка на школу, рассуждая так: я же им плачу за это – пускай мучаются. Но каждому человеку на протяжении всей жизни важно получать родительское внимание и тепло. Поэтому даже если ваш колючий подросток на словах говорит, что не хочет вас видеть в школе и что ему стыдно, когда вы приезжаете и лезете с рекомендациями к преподавателям на своем ломаном английском, приезжайте как можно чаще. Хотя бы 1-2 раза в триместр. Посещайте соревнования, школьные концерты, родительские собрания. Просто слушайте его.
Инесса Хвостова, консультант Newton Bright Educational Consultants.